Выберите размер текста: Увеличить + | Сброс | Уменьшить -

Интервал: К | К | К

Выберите цвет: Белый | Черный | Синий | Цветной

Выберите шрифт: Arial | Times New Roman

Обычная версия сайта

Официальный сайт Местной Администрации МО МО №15
Санкт-Петербург

Местная Администрация МО МО № 15 и Дом детского творчества «Олимп» открывают рубрику, посвященную проблемам профилактики наркозависимости, которая будет состоять из цикла статей, а также ответов на вопросы, поступившие от жителей нашего округа.

Здоровый Образ Жизни

В настоящее время необходимость формирования у детей и подростков навыков здорового образа жизни, как важного элемента профилактики наркозависимости, стало приоритетным в  современном российском обществе. На это тратятся немалые материальные и человеческие ресурсы: создаются проекты финансируемые государством, на базе каждой школы реализуются программы, направленные на актуализацию и проработку тем, связанных со здоровым образом жизни школьников.

Так что же такое здоровый образ жизни? Этот вопрос был задан учащимся школ Выборгского района, а так же их родителям в рамках проводимого анкетирования. Наиболее часто встречающиеся ответы: правильное питание, занятие спортом, активный образ жизни, благоприятная атмосфера в семье и в школе, основанная на доверии, позитивное мышление, отсутствие вредных привычек. Выходит, что в понимании опрошенных, здоровый образ жизни – это результат некоторой позитивной активности личности или группы людей, включающей в себя как физиологическую составляющую, так и психологическую. На первый взгляд, ничего нет сложного в том, чтобы правильно питаться, заниматься спортом или позитивно мыслить. Однако, опять обращаясь к результатам анкетирования, всего 30% опрошенных взрослых и 50% школьников  занимаются спортом; 50% как взрослых, так и детей  ответили, что у них в семье есть люди с вредными привычками. И только 55% всех опрошенных отметили, что их семья ведёт здоровый образ жизни (в целом, неплохой показатель). При этом основным фактором, который влияет на формирование у детей навыков здорового образа жизни и школьники и родители считают личный пример значимых взрослых (родителей). Получается, что не так уж это и просто вести здоровый образ жизни, даже не смотря на всю осознанность этого процесса.

Современные школьники и их родители, действительно, хорошо осведомлены о том, что же такое здоровый образ жизни. В научной литературе (хотя окончательное и точное определение ещё не было сформулировано) здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. В психологии здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Таким образом, формирование навыков здорового образа жизни, что очевидно, нужно начинать с формирования мотивации на него. Сделать сбалансированное питание, занятия спортом, позитивное мышление, отсутствие (или же сведение к минимуму) вредных привычек своими привычками. Здесь не обойдётся без определенных усилий над собой. Привычка, как известно, формируется после 21 дня. То есть всего-навсего 21 день вести здоровый образ жизни. Ведь человек — сам творец своего здоровья, хорошее самочувствие более чем на 50% определяется образом жизни.

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевна

 

 

Профориентационная работа с подростками, как профилактика аддиктивного поведения.

Санкт-Петербург большой мегаполис, в котором, с одной стороны, открывается множество путей для самореализации, в том числе, профессиональной, но, с другой стороны, в этом мире возможностей, среди большого количества избыточной информации сделать точный профессиональный выбор очень сложно не только подросткам, но и родителям, и педагогам, которые помогают им в этом. Часто подобные проблемы выбора, нестабильность развития современного российского общества, в совокупности с нарастающей тревожностью, связанной в предстоящими экзаменами (ГИА, ЕГЭ) ослабляют внутренние защитные механизмы подростков, что часто является фактором риска возникновения аддиктивного поведения: курение, злоупотребление алкоголем, пробы наркотиков.

В процессе выбора будущей профессии на подростка оказывает влияние как его личные переживания и представления, сформированные под воздействием многих факторов (масс медиа, книги, документальны и художественные фильмы), так и мнение родителей, друзей. На пути к профессии много с чем предстоит встретиться: с полезным, важным, нужным, сложным, неизвестным и непонятным. Профориентация помогает подростку разобраться в разнообразной информации о профессиях, расставить приоритеты в отношении престижности профессии и собственных интересов, тем самым снизить уровень тревоги, эмоционального напряжения.

Профориентационная работа – это особое действие, разворачивающееся в школьном пространстве. В сущности, профессия – это что-то, что принадлежит не только человеку, но и людям вокруг него. Групповые методы работы позволяют определить «это что-то нужное для них».

Какие важные задачи решает профориентация в группе? В первую очередь такая форма работы позволяет приобрести определенный социальный опыт, так как воспроизводит жизненный стиль и образцы поведения, которые свойственны ему и вне группы. Позволяют развивать важную внутреннюю установку подростка – принятие ответственности за собственную жизненную ситуацию и поведение. Выход за пределы уже сформировавшихся образов и стереотипов, приобретенных в детстве, осознание собственных мотивов профессионального выбора каждым участником.

Но самым важным результатам профориентационной работы является снижение тревоги по поводу правильности выбора профессионального пути, постановка промежуточных целей её достижения. Соотнесение внутренних и внешних ресурсов, которые помогут подростку наиболее успешно реализоваться в выбранной им профессии, а так же разбор тех факторов, которые могут помешать этому. Всё это значительно ослабляет стресс, испытываемый старшеклассниками, уменьшая риск развития аддиктивного поведения.

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевна

 

Профилактическое пространство семьи.

Дети и подростки относят наркотики к одному из главных символов своего поколения, отличающего их от родителей. Даже тем, кто негативно относится к употреблению различных психоактивных веществ, трудно обсуждать эту тему с родителями и учителями. Одни стараются уйти от таких разговоров, а другие открыто демонстрируют своё нежелание беседовать о наркотиках.

Но самое неожиданное заключается в том, что родители принимают эту позицию. Они не относят неприятие наркотиков к тем ценностям, которые должны воспитываться в семье. По мнению многих родителей, профилактикой наркомании среди их детей должны заниматься учителя и классные руководители. Таким образом, родителей от детей отличают пассивные реакции на проблему молодежной наркомании. Суть таких реакций сводится к тому, что «это не может случиться с нашими детьми». Примечательно, что в разных обществах «Родители против наркотиков» работают только те, чьи дети уже зависимы от наркотиков.

Меры, которые принимают родители, по предупреждению наркомании эпизодичны и, во многом, определяются типом семьи и степенью вовлеченности родителей в процесс воспитания. Традиционная форма – это нотации, а так же беседы о вреде наркотиков. Основная цель этой работы, как определяют сами родители – напугать. Однако способ этот малоэффективный в силу особенностей подросткового возраста

Так какие же профилактические меры в совокупности дают максимально значимые результаты. Это:

1. Общение родителей с детьми

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим чадом.

2. Умение родителей слушать и слышать ребенка.

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним; не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок.

3. Умение поставить родителя себя на место ребенка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Стремление проводить время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.

5. Умение находить общий язык с друзьями ребенка.

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством.

6. Понимание уникальности своего ребёнка.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

7. Положительный пример.

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевн

Профилактическое пространство школы.

Сегодня существует тенденция возложить значительную часть ответственности по решению проблемы наркозависимости на учебные заведения, в частности на школы. Однако практика показывает неоправданность таких надежд. Из-за незначительной результативности профилактических мер можно часто слышать обвинений в сторону образовательных учреждений в недостаточной работе по предотвращению распространения наркотиков среди подростков. Так в чем же причина низкого уровня эффективности профилактических мер, осуществляемых внутри школ? Особенности организационной культуры в учреждениях школьного образования, материально-методическая неподготовленность к решению проблемы, «чуждость» самой проблемы как таковой способствовали формированию специфической модели подхода к восприятию и решению распространения наркозависимости. Специфика заключается в том, что проблема появляется и актуализируется только при возникновении  «инцидентов» в стенах школы. В такой ситуации решением проблемы считается устранение участников инцидента, но не обстоятельств.

Вот ряд основных позиций школьных администраций (мифов и феноменов):

  1. «В школе нет проблемы наркомании, потому что нет массовых случаев употребления наркотиков и их распространения в стенах школы». Ученики, может быть, и употребляют наркотики вне школы или рядом со школой, но это уже не школьная проблема.
  2. «В школе не должно быть наркомании,  значит - ее нет».
  3. «Информация о потреблении наркотиков и обо всем, что связано  наркотиками – это закрытая информация (или скрываемая)».
  4. «Профилактика наркомании в школе – это обязаловка». Формальный подход к решению задач (делегирование ответственности без учета возможностей и ресурсов) привел к формированию отстраненного отношения к проблеме.

Наркотики стали настолько доступны для детей, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать  и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду. Что в этом плане может дать школьникам образовательное учреждение?

- усилить нравственное воспитание школьников;

- гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической направленности;

- дать информацию детям и родителям и наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору;

- дать детям и родителям информацию о технологии наркотизации;

- просветить родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающим массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков;

 - исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым им предлагают наркотики, факторы способствующие принятию предложения или отвержению;

 - исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать банкротство наркомании.

 - ознакомить школьников с современным законодательством РФ в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств;

 - обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, мерой их предупреждения.

 - своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем.

 - организовать обучение детей в малых группах базовым социальным умениям:

  • Общаться;
  • Разрешать конфликтные ситуации;
  • Преодолевать стресс;
  • Принимать решения;
  • Планировать своё будущее;
  • Управлять своим поведением на основе самопознания.

- при выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь;

 - обеспечить приобретение детьми и подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровых развлечений.

Сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, привлекательным, доступным – необходимо для решения проблемы наркомании, но недостаточно. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, достойна доверия, которой можно гордиться, в которой можно достойно жить и не бояться будущего.

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевна

Компьютерная зависимость.

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к некоторому уходу о реальности, фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Какие же основные причины формирования компьютерной зависимости? Вот 5 самых распространённых:

  1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

  1. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял. И вот, появляется у него компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

  1. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.

  1. Общая неудачливость ребёнка.

Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

  1. Наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания.

Если ребёнок-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжёлые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребёнка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению - отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затруднённую речь, тяжёлую форму эпилепсии, тяжёлые пороки сердца, атрофию мышц и т.п.

Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
  • – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Как специалист скажу вам, что компьютерную зависимость легче предотвратить, чем лечить. Поэтому деятельность педагога-психолога, прежде всего, связана с профилактикой компьютерной зависимости детей и подростков. Суть профилактики, в рамках программы, состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера. После профилактических занятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с компьютером.

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевна

Духовные факторы употребления школьниками наркотиков

Существует множество причин, по которым подросток становится наркоманом. Всем хорошо известно, как трудно бороться с алкоголизмом и пьянством. Но ведь эти недуги развиваются постепенно, в течение довольно долгого периода. При этом многие люди не переступают границы «культурного» потребления алкоголя.

При наркомании такая стадия практически невозможна. Наркотическая зависимость формируется очень быстро  - для некоторых наркотических веществ в течение всего 1-2 недели. И чем быстрее, тем моложе человек.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К факторам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические, духовные.

Все воздействующие на человека факторы отражаются в его психике. Именно в психике человека принимается решение об употреблении или неупотреблении наркотиков.

В этой статье я хочу остановиться более подробно на духовных факторах употребления наркотиков.

Сторонники этой точки зрения считают, что дети начинают употреблять наркотики из-за отсутствия духовности. Под духовностью понимается присутствие в человеке Благодати. Считается, что Дух Святой, Благодать Бога может защитить человека от употребления. При этом приводятся доказательства, что все эффективные реабилитационные программы базируются на признании Высшей силы.

В научной литературе духовный компонент развития чаще всего рассматривается как элемент воспитания, мировоззрения человека. Его ценностные ориентации, приоритеты, сложившиеся под влиянием общества и общественного мнения.

Для большинства подростков первая проба дурманящих веществ  остаётся единичным, случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании (художественные и документальные фильмы, телепередачи книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми, рассказы старших ребят и сверстников).

Различные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в «наркоманов», а у  подростков 13-17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. Интерес к проблеме может активизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых , не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном морализировании и запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблемы в своём кругу, где есть «знатоки».

Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не умеют отличать достоверные факты от вымышленных. Это порождает много путаницы.

Таким образом, подобный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании, возникающий при существующих формах антинаркотической пропаганды и функционирующих в подростковой субкультуре формах получения опыта, сам по себе может явиться фактором, побуждающим искать истину опытным путем.

Педагог-психолог ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

Стравчинская Татьяна Валерьевна

Профилактика наркомании – дело общее

В последние  десятилетия в  Санкт-Петербурге  наркомания превратились в один из основных факторов, оказывающих негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, на социальную стабильность и будущее наших детей и подростков. Под системой профилактики наркомании мы подразумеваем совокупность взаимосвязанных правовых, социальных, педагогических и медицинских  мер, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих распространению наркомании.

По мнению специалистов,  существуют три главных стимула, заставляющие попробовать наркотики: любопытство, подражание и желание уйти от жизненных проблем. Такие данные соответствуют представлению о двух значимых  предпосылках формирования наркозависимости среди несовершеннолетних -  низкий ценностный барьер и нерешенные социальные проблемы. Как же мы, взрослые, можем повлиять на эту ситуацию? 

Сегодня сложилась практика, при которой профилактика наркомании и наркопреступности среди несовершеннолетних рассматривается либо как задача правоохранительных органов, либо как лечебная деятельность (многие специалисты и молодые люди называют наркоманию болезнью). К сожалению, в профилактике наркомании ещё существует ведомственный подход, в соответствии с которым каждая структура решает свои специфические задачи, а такая разобщенность препятствует достижению реальных результатов. Изменение  наркоситуации  возможно через  осуществление согласованных действий - межведомственная координация в проведении профилактики наркозависимости должна быть основой  противодействия.

Мы  предлагаем вам подробнее познакомиться с опытом проведения профилактических мероприятий, организованных отделом профилактики наркозависимости ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» и Муниципальным образованием Муниципальный округ № 15  в рамках Городского  Месячника антинаркотической работы. Месячник проводился по решению городской Антинаркотической комиссии с 15 мая по 26 июня. Он посвящен Международному Дню борьбы с незаконным оборотом наркотиков (который отмечается с 26 июня 1987 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН).

19 июня – в школе № 112  на базе Городского  оздоровительного лагеря сотрудники отдела, при поддержке специалистов Местной Администрации  МО МО № 15 организовали и провели «Передвижную выставку» детских работ, посвященных здоровому образу жизни. Были представлены работы  победителей  районного конкурса «Мой мир» (конкурс проводится среди образовательных учреждений Выборгского района с 2005 года). Идея конкурса в создании  работ, отражающих:

1. Позитивные стороны здорового образа жизни (положительные эмоции, спорт, занятие любимым делом, достижение успехов и др.)

2. Негативные стороны современной   жизни – проблемы, связанные с курением, употреблением алкоголя, наркотиков (и сопутствующие беды - болезни, нищета,  преступления, проблемы с личной жизнью).

 Есть такое правило у сотрудников отдела профилактики наркозависимости ДДТ «Олимп» - рисунки и плакаты, сделанные участниками конкурса, не пылятся на полках отдела, а  путешествуют по школам, находят своих зрителей. «Передвижная выставка» направлена на пропаганду здорового жизненного стиля и призывает к позитивной установке на жизнь и передвигается она  по определенному маршруту, делая остановки на территории школ Выборгского района.

В этот раз около 100 детей рассматривали  плакаты и рисунки, а содержанием экскурсий был целенаправленный разговор со школьниками о здоровом образе жизни. Плакаты, рисунки вызвали у ребят живой отклик, сопереживание, что привело к  дискуссии, которая продолжалась и за рамками выставки. На выставке ведущими-психологами используются интерактивные формы работы, позволяющие  обратить  внимание ребят на то, как важно разумно относиться к здоровью, чтобы всегда оставаться сильными и красивым. В предлагаемых для осмотра и обсуждения творческих работах жизненная позиция авторов заявлена ярко и выразительно. Об этом можно судить по названию плакатов: «Я выбираю жизнь.», «Спорт вместо наркотиков», «Тебе решать!», «Хочешь быть здоровым – будь!», «Здоровая молодежь - здоровая Россия».

Для того, чтобы активизировать внимание посетителей, во время экскурсии каждый школьник должен был  прикрепить на понравившуюся работу стикер - так  определялась работа, которая понравилась больше других.    Задание на выбор лучшей работы придало процессу рассматривания живой, неформальный характер. Ребята сравнивали плакаты, обменивались  мнениями, горячо обсуждали увиденное. Один из посетителей, так  высказала свое мнение о проблеме курения. «Когда-то учёные назвали человека Homo Sapiens — человек разумный. Разумный! Разумный? Да где же тут хоть капля разума, если вред курения очевиден, а курящих так  много и становится всё больше? ». Поделились своими мыслями и учащиеся 5-х классов: «Эта выставка доказывает, что есть люди, которые своими действиями убивают и себя и других».   Такая экскурсия поможет подростку утвердиться в мысли о том, что быть здоровым это престижно, материально выгодно и социально полезно.

Совместный опыт организации профилактических мероприятий еще раз подтвердил важность соблюдения принципов  межведомственного взаимодействия:

 - комплексность (согласованность взаимодействия органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы противодействия распространению наркомании);

 - дифференцированность (учет возраста и степени вовлеченности в наркогенную ситуацию - здоровые, "потребители", больные);

-  многоаспектность (образовательный, психологический и социальный аспект);

-постоянство и последовательность.

При соблюдении этих принципов результатом, надеемся, станет утверждение здорового образа жизни в подростковой среде и  активно-негативное общественное мнение о наркомании.

Муртазина Т.М. методист отдела профилактики

Федорова М.И. зав.отделом профилактики

ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп»

КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Как бы хороши и многочисленны ни были советы и рекомендации по тому, как уберечь ребёнка от наркомании, существует универсальная и самая лучшая защита от наркотиков. Эта защита — вера в себя, здравый смысл, собственные суждения, независимый взгляд на жизнь самого юноши или девушки. Роль родителей в данном случае заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни. Будьте внимательны к своим детям. Это поможет вам вовремя обратить внимание на первые признаки беды.

Так как же определить, что ребёнок начал принимать наркотики? Прежде всего, важно понимать, что все подозрения по отношению к нему должны высказываться тактично и разумно. Нужно все взвесить, обсудить семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере ребенка, можно высказать ему вслух свои подозрения. Какие же это признаки?

1. Начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Попытка объяснить, что родители волнуются и расспросить о том, где же он все-таки находился, вызывает злость и вспышку раздражения.

2. Стал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как — то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток времени у него практически, полностью поменялся круг друзей. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону.

4. Его полностью перестали интересовать семейные проблемы. Он изменился, стал по отношению к близким более холодным, недоверчивым «чужим».

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик.

6. Потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино.

7. Изменился режим сна. Может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. В доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко.

9. Всё чаще стало заметным, что ребёнок как будто пьяный. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий.

Еще раз хотим обратить внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Можно начинать всерьез думать о наркотиках только, если есть твердая уверенность, что у ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

 

Татьяна Валерьевна

СТРАВЧИНСКАЯ

педагог-психолог ДДТ «Олимп»

 

Внутренние защитные факторы

В предыдущей статье мы подробно рассматривали внешние факторы защиты ребёнка, то есть те факторы извне, которые влияют на его мировосприятие, отношение к себе и помогают ему стать полноценным членом общества. Здесь же мы затронем тему внутренних защитных механизмов - качеств, определяющих конструктивный стиль поведения ребенка.

1. Реалистичная самооценка. Радуйтесь неповторимости ребенка. Найдите в нем что-нибудь особенное, например, чувство юмора, способности к компьютеру, хороший голос. Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах, не путайте его поступок с личностью. Никогда не говорите ребенку, что он плохой (оценка личности недопустима!). Скажите, что он совершил неверный поступок (оценка поступка необходима).

2. Оптимизм. Поощряйте в ребенке надежду на лучшее. С оптимизмом смотрите в будущее семьи. Не считайте детские мечты наивными, а намерения нереалистичными. Наоборот, поощряйте стремление ребенка поделиться с вами своими мечтами. Будьте полны энтузиазма. Помогите ребенку спланировать достижение мечты.

3. Стремление к успеху. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места. Читайте книги ребенка, а затем обсуждайте их. Подыскивайте новые книги для совместного чтения. Размышляйте вместе над интересующими вас проблемами. Ходите в библиотеку. Вдохновляйте ребенка на отличную учебу. Но не ждите и не требуйте от него невероятных успехов. Допустите мысль о том, что на ошибках люди учатся.

4. Стремление помогать людям. Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Пусть он вместе с вами иногда покупает продукты одинокому пожилому человеку, живущему по соседству, регулярно звонит вашим родителям, отнесет игрушки и книжки, из которых вырос, в детский дом. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжела­тельности и заботы друг о друге и окружающих

5. Умение сопереживать людям. Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью. Помните, то, что взрослому кажется банальным, для ребенка может быть жизненно важным. Старайтесь смотреть на вещи глазами ребенка. Вам удастся искренне ему посо­чувствовать, когда он придет к вам со своими проблемами. Он тоже, в свою очередь, научится вставать на место других людей и сочувствовать им.

6. Навыки уверенного отстаивания своего мнения. Если ребенку трудно сформулировать свои убеждения, не навязывайте ему взамен собственные взгляды. Терпеливо ждите, что он, в конце концов, скажет. Не пугайтесь, если ваши мнения расходятся. Стремитесь научить ребенка придерживаться соб­ственного мнения, личных убеждений, а не поступать как все, только потому, что так легче.

7. Навыки принятия решений. Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Внимательно выслушивайте. Принимая решения, учитывайте его чувства и мнение. Учите ребенка принимать решения: (1) находить подходящую информацию и анализировать проблему со всех сторон; (2) выдвигать разные варианты ее решения; (3) взвешивать все «за» и «против» каждого из вариантов решений; (4) аккуратно просчитывать возможные последствия того или иного решения; (5) выбирать что-то одно из нескольких возможных и (6) до конца придерживаться принятого решения.

8. Умение находить друзей. Расскажите ребенку о том, почему важно иметь верных друзей. Приведите примеры из своей жизни. Приглашайте в дом своих старых друзей. Делайте что-то вместе с друзьями и детьми, чтобы они лучше познакомились. Вместе ездите в отпуск и т.п. Если у вашего ребенка мало или совсем нет друзей, выясните, как это случилось. Нужна ли ему помощь, чтобы найти друзей? Знает ли он, как начать разговор с незнакомым человеком. Как поддержать беседу, показывая собеседнику, что тот ему интересен? Некоторые дети по той или иной причине не могут найти себе друзей среди сверстников. Один ребенок развит не по годам, другой чем-то отличается от большинства сверстников. Помогите ребенку найти друзей среди детей постарше или в клубе по интересам, в общественных организациях. Придумайте для вашего ребенка и его друзей совместные развлечения. Посмотрите видео, покатайтесь на машине.

9. Навыки планирования. Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивай­те приоритеты. Выслушивайте мнение ребенка. Дайте ребенку возможность планировать семейные события. Например, дочь может приготовить ужин, а сын продумать маршрут семейной поездки за город.

Все перечисленные факторы формируют мощный стержень вашего ребёнка, делают его зрелой личностью, способной отвечать не только за себя, но и за других близких ему людей. Обучая его этому, и, что в больше степени, служа ему личным примером, мы даём ему «сверх» способности, растим его почти неуязвимым перед трудностями и негативным влиянием современного мира.

 

Татьяна Валерьевна

СТРАВЧИНСКАЯ

педагог-психолог ДДТ «Олимп»

Внешние Защитные факторы.

Современные научные исследования позволяют всем: родителям, специалистам; учителям сохранять определенную долю оптимизма даже в непростых условиях современной жизни. Оказывается, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют также защитными факторами. Благодаря им, каждый ребенок может стать полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.

Защитные факторы - это те человеческие ресурсы и качества, которые помогают детям и подросткам не только выжить, но и добиться успеха в жизни. Им можно выделить в две большие группы. Первая группа - внешние защитные ресурсы, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения. Вторая группа - внутренние качества, определяющие стиль поведения ребенка.

В этой статье мы подробно рассмотрим факторы первой группы, то есть факторы внешней защиты ребёнка.

1. Поддержка семьи. Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, как вы его любите. Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена такими словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.

2. Родители, являющиеся образцом социальных связей. Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?» Начните с простых вопросов: «Что было в школе?» Сделайте такие разговоры привычкой. На самом деле слушайте ребенка. Пусть для детей станет очевидным тот факт, что вы цените их мнение, знания, уважаете чувства.

3. Общение с родителями. Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден. Принимайте как факт, что ваши убеждения и убеждения вашего ребенка не всегда совпадают.

4. Единые правила воспитания детей для обоих родителей. Договоритесь между собой с супругом/супругой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.

5. Контроль со стороны родителей. Будьте в курсе того, кто из членов семьи куда и когда идет, что делает. Это помогает правильно строить общение. Когда вы куда-то уходите, скажите детям, куда вы идете и когда придете. Оставьте телефон, по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного поведения, которому ваш ребенок будет подражать в будущем.

6. Общение с другими взрослыми. Предоставьте ребенку возможность иногда проводить время вместе с другими взрослыми: родственниками, учи¬телями, соседями, вожатыми. Они могут положительно повлиять на ребенка.

7. Участие родителей в жизни школы. Поговорите с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, обсудите план сочинения, дайте совет, вместе под¬берите литературу. Но писать за ребенка сочинение не надо.

8. Положительный школьный климат. Чем больше вы интересуетесь жизнью школы, тем больше вы знаете, что там происходит. Ознакомьтесь суставом школы и отслеживайте, не нарушаются ли права школьников и правила внутреннего распорядка школы.

9. Организация домашнего досуга. Ограничьте свободное время, проводимое ребенком с друзьями вне дома, когда он учится. Обсудите организацию свободного времени и примите это решение всей семьей.

10. Хорошие друзья. Разрешайте ребенку приглашать домой своих друзей. Тогда он сможет быть дома, но не один, а с друзьями. Спрашивайте ребенка о друзьях. Как друзья учатся? Чем увлекаются? Кто их родители? Постарайтесь понять, почему ваш ребенок дружит именно с ними.

11. Занятия музыкой. Поощряйте занятия ребенка музыкой. Найдите воз¬можность отдать сына или дочь в музыкальную школу, кружок. Пусть выберет себе инструмент, на котором хочет играть. Ходите на концерты, где ваш ребенок выступает.

12. Дополнительные занятия. Говорите с ребенком о том, что его интересует. Помогите ему найти клуб или организацию, которые удовлетворяли бы его интересы. Демонстрируйте ребенку вашу заинтересованность его делами, посещая важные мероприятия в кружке или школе.

Учитывая эти факторы в повседневной жизни, вы можете быть уверены, что помогаете своему ребёнку (детям) выстраивать мощную стену – внешнюю защиту от неблагоприятного воздействия среды.

 

Татьяна Валерьевна СТРАВЧИНСКАЯ

педагог-психолог ДДТ «Олимп»

 

Почему начинают употреблять наркотики?

Один из самых первых вопросов, который задают специалистам (педагогам, социальным работникам, психологам) родители – это «почему дети начинают употреблять наркотики?».

На самом деле факторов, влияющих на формирование аддиктивной личности довольно много, начиная от социально-экономических, заканчивая характерологическими особенностями ребёнка. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные.

Любопытство. Оно связано с желанием узнать: «А что почувствуешь, если попробуешь это?». Есть только один способ преодолеть эту опасность – воспитать у ребенка готовность в любой момент благоразумно сказать «Нет!» любому эксперименту с наркотиком.

Психологическое давление, инстинкт подражания, влияние моды. В молодежных группах, лидеры которых употребляют наркотики, эти вещества становятся главным элементом, дающим ощущение единства, отожествления себя со своей группой.

Невежество. Многие годы практически отсутствовала достоверная, объективная и доходчивая информация о природе и последствиях наркомании. На уровне обыденных разговоров имели хождение различные искажающие действительность слухи и мифы. Например, в молодежной среде было распространено убеждение, что если контролировать прием наркотиков, он не представляет опасности.

Доверчивость. Известно, что наркоманы стараются всеми способами вовлечь в свой круг новых людей. С этой целью, как уже отмечалось выше, они путем обмана, а иногда и с помощью насилия могут заставить молодого человека попробовать наркотик и постепенно втянуть его в это занятие.

Подводя итог, можно сказать, что негативных последствий злоупотребления наркотиками слишком много и они слишком серьезны, чтобы их не замечать. Усилия по борьбе с наркоманией необходимо предпринимать хотя бы потому, что злоупотребляя наркотиками, человек перестает действовать как свободная и сознательная личность, способная удовлетворять свои потребности, заботящаяся о других людях и вносящая позитивный вклад в жизнь общества. Всем нам следует понимать – если не активизировать борьбу с наркоманией, особенно в молодежной среде, то наша страна рискует своим будущим. Его просто будет некому строить.

 

Татьяна Валерьевна СТРАВЧИНСКАЯ

педагог-психолог ДДТ «Олимп»

 

Интересующие вопросы по теме профилактики наркозависимости вы можете задать специалистам, обратившись в Местную Администрацию МО МО № 15 по адресу: Сиреневый бульвар, д.18, корп.1, Лит.А, Санкт-Петербург, 194352 (с пометкой в газету – рубрика «Нет наркотикам»).

 

Прежде всего, зададимся вопросом нужна ли и насколько эффективна профилактика зависимого поведении среди детей и подростков?

Прежде всего, зададимся вопросом нужна ли и насколько эффективна профилактика зависимого поведении среди детей и подростков? Могут ли педагоги и родители предупредить распространение наркомании среди детей? Мы считаем возможным ответить на этот вопрос утвердительно.

Многие наверняка слышали фразу: «легче предупредить, чем лечить». И эта фраза довольно точно отражает проблему аддиктивного поведения. Человека, особенно молодого непросто вернуть в реальность, особенно если у него сформировалась прочная психологическая зависимость от наркотического вещества или же компьютера (интернета).

Так какие же профилактические меры наиболее эффективны? Что с наибольшим успехом поможет нам уберечь детей от пагубного пристрастия? Первое и самое главное – это характер наших с ними взаимоотношений. В конечном счете, уход ребёнка в зависимое поведение во многом определяется степенью взаимного уважения.  Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрастешь…», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся. Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Естественно, их легче преодолеть, опираясь на поддержку близкого человека. Главное — по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их инте­ресы и, конечно, внимательно относиться к любому возни­кающему у них вопросу. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство соб­ственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы про­тивостоять давлению употребляющих наркотики сверстни­ков, их стремлению навязать другим свою волю. Лучшим иммунитетом к зависимому поведению является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям вы­работать такую позицию.

В свою очередь, учебные заведения так же обладают определёнными возможностями, которые помогают уберечь детей от зависимого поведения. Прежде всего, это сама образовательная среда, которая имеет огромное значение для становления и укрепления адаптивных механизмов и формирования активной жизненной позиции. Где, как не в школе (детском саду, кружке, секции) раскрываются творческие ресурсы ребёнка, развиваются навыки самообразования, самовоспитания и самоактуализации. Кроме этого в настоящее время в школах активно практикуется прицельно профилактическая деятельность, которая реализуется как силами самих школ, так и с привлечением специалистов различных психологических организаций. Проводятся лекции для родителей, семинары и тренинги для детей, различные акции, призывающие вести здоровый образ жизни.

В завершении хочется отметить. Каждый ребёнок это личность – личность уникальная, многогранная и очень любознательная. Уже с рождения дети находятся в активном поиске новой информации, как губка впитывая все, что они видят или слышат. И основная задача взрослых научить ребёнка правильно использовать полученные знания, самостоятельно рассуждать, правильно делать выводы и не зависеть от чужого мнения. И тогда можно быть полностью уверенным в его благополучном будущем!

 

Татьяна Валерьевна СТРАВЧИНСКАЯ

педагог-психолог ДДТ «Олимп»