Многонациональный Петербург. Кто такие ненцы? 01.02.2021
Многонациональный Петербург. Кто такие ненцы?
Уважаемые читатели!
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ненцами.
Ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.
Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, которая сочетает в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические признаки. Ненцы делятся на две этнотерриториальные группы: лесных и тундровых. Первые — жители тайги междуречья Оби и Енисея, вторые (а их — подавляющее большинство) — обитатели тундры, расселившиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана — от Кольского полуострова до Таймыра.
Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. В 1932 году на основе латинской графики появился первый ненецкий букварь «Новое слово», составленный Г.Н. Прокофьевым. За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная.
В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы.
В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир - Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.
Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля. Его жена — «Мать- земля» — хранительница всего живого. А противостояло Нуму злое божество Нга, правитель подземного мира, насылающий на людей смерть и болезни.
Дважды в год — осенью и весной — верховному богу Нуму приносили в жертву белого оленя. А кроме того, ему посвящали оленей живых. На боку животного все той же белой масти, ни разу не ходившего в упряжке, ставили своего рода печать (тамгу) — знак Нума. После чего оленя отпускали обратно в стадо, но он уже не выполнял никакой работы, к нему старались даже не прикасаться.
Национальная одежда
В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.
Мужская одежда ненцев состоит из малицы и меховой обуви. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. По подолу идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте.
Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.
Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.
Национальная кухня
У ненцев свой особый рацион. Это рыба и мясо. Причем чаще всего мясо оленя, и чаще всего сырое! Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом с кровью. Ведь организм требует витаминов, особенно С и В2. А где их взять? Конечно же, в оленине. Там их достаточное количество. И именно поэтому ненцы
никогда не болели цингой. Если мясо не съедают сразу, тогда готовят впрок. Для этого мясо зарывают в промерзшую землю. Иногда коптят и вялят на солнце.
Лакомым блюдом у ненцев считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом.
Добывают ненцы и дичь: куропаток, гусей, уток. Весной собирают гусиные яйца.
Рыбу ненцы солят, коптят, вялят, морозят. Ненцев часто считают чуть ли не чемпионами по сыроедению – не в последней степени это связано с традицией употребления строганины. В холодное время года, где-то с конца сентября, рыбу, не потроша, замораживают и в таком виде заготовляют на зиму. Перед подачей с нее ножом снимают чешую, а потом разрезают на две половины вдоль хребта; за столом уже каждый, вооружившись ножом, срезает с этих половин кусочки и ест, часто макая в соль.
А еще из рыбы готовят юколу. После того как рыбу выловили, ее сразу чистят и разделывают. Кости, головы и внутренности выбрасывают, оставляя только боковины с хвостовой перемычкой. После этого куски поперечно надрезают и развешивают на шестах. Затем часть сушеной рыбы варят в рыбьем жире и едят. Также рыбий жир используют как лакомство — в него макают рыбу и лепешки во время еды.
Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку, которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубику, бруснику. Кстати, ненцы не употребляют в пищу грибы. Когда-то давным-давно заметив, что олени очень любят грибы, ненцы сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы могло хватить и людям, и оленям.
Чай — король стола в чуме! Употребляется он в огромных количествах. Его обычно заваривают прямо в котле или чайнике и кипятят, получая очень крепкий напиток. В качестве чайной заварки раньше использовали листья морошки и траву иван-чай.
Ненцы в Санкт-Петербурге
С городом на Неве связана судьба первого ненецкого ученого-лингвиста, литератора, фольклориста и переводчика Антона Петровича Пырерки.
Антон Пырерка (Пыря) родился в Большеземельской тундре в семье бедного оленевода в 1905 году, в шесть лет мальчик остался сиротой. Был направлен комсомольской организацией на учёбу в Москву - в Коммунистический университет трудящихся Востока. После его окончания стал аспирантом Института народов Севера в Ленинграде. Участвовал в создании письменности и первых учебников для ненецких школ. Антон Пырерка – автор более десяти учебников и учебных пособий, первого русско-ненецкого словаря «Оленеводческая терминология», нескольких сборников национальных сказок и автобиографической повести «Младший сын Вэдо». Им был сделан перевод стихов А.С. Пушкина на родной ненецкий язык. В самом начале Великой Отечественной войны Антон Пырерка добровольцем пошёл защищать Ленинград от фашистских захватчиков. Осенью 1941 года он погиб в районе Стрельны.
В Северной столице живет известный педагог, исследователь ненецкого языка, первый учёный среди ненецких женщин – Мария Яковлевна Бармич.
Мария Яковлевна - почетный профессор РГПУ имени Герцена, преподаватель самодийских языков Института народов Севера, почетный гражданин
Ненецкого автономного округа. Ей принадлежат более 150 работ высокой научной и практической значимости, порядка 40 учебников и учебных
пособий, одна из самых значимых работ – «Русско-ненецкий словарь».
19 июня 2007 года — дата рождения землячества «Нятва — Дружба» Ненецкого автономного округа (НАО) в Санкт-Петербурге. Руководит землячеством Константин Кимович Хатанзейский. Целью организации стало объединение людей, живших когда-то в округе или связанных с ним по работе. Землячеством проводятся спортивные соревнования, экскурсии и культурные мероприятия, оказывается поддержка в организации выставок и выступлений художественных коллективов из округа.